Детский сад Василёк село Енотаевка
Казачья былина
02 июня [вс]
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти и развиваться ее культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал – дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от социальной и экономической структуры общества. Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения нашей Астраханской области создает такую среду. При этом объективно история и культура казачества в последнее время стали ведущим фактором, определяющим специфику области в целом и наполнении в качестве регионального компонента содержания образования. В нашем МБДОУ под руководством воспитателя средней группы Марковой О.М. ведется кружковая работа «Былина». Выбранная ею тема кружка подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Работа кружка «Былина» ведется педагогом по программе «Основы культуры казачества». Педагог старалась создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории, воспитания у них чувства красоты. Программа рассчитана на 1 год и направлена на первоначальное представления о казаках, семейных традициях в средней группе (4-5 лет). Цель программы: 1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям казачьей культуры.
Задачи программы 1. Создать условия для приобщения к ценностям казачества . 2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали на примере жизни казаков. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. 3. Формировать чувство любви к малой и большой Родине на основе изучения культурных традиций. 4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с историей, культурой, традициями казачества, формирование представлений о формах традиционного казачьего семейного уклада). Формы работы с детьми: 1. Беседы, праздники, развлечения по изучению истории и культуры казачества, нравственного и духовно-нравственного содержания. 2. Рукоделие, другие виды творческой художественной деятельности детей по соответствующей тематике 3. Изучение и введение в жизнь детей казачьих игр. 4. Проведение совместных праздников. 5. Просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции. 6. Тематические вечера казачьей направленности 7. Создание проектов «История казачьей семьи» 8. Встречи и консультации с духовным наставником Формы работы с родителями: родительские собрания; организация работы детско-родительского клуба «Казачьи посиделки» проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы) анкетирование и тестирование родителей индивидуальные консультации специалистов; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей. развивающую среду для расширения представлений о родной стране, родном городе и знакомства детей с культурой казачества. В своей работе с детьми педагог ставила конкретные задачи и в доступной, занимательной, игровой форме рассказывала своим воспитанникам о красоте родного края, знакомила с народными традициями и обрядами, давала представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомила с интерьером хаты, с казачьей одеждой, с предметами быта и народными ремёслами. Опыт показал, что положительно влияет на всех детей Православные праздники, что подтвердило празднование на сцене в районном доме культуры праздника Пасхи «Пасхальный перезвон». Ребята еще долго сохраняли в душе радость от праздничного события, рассказывали в семье о своих впечатлениях. Православные праздники открыли загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. С казачьими песнями воспитанники под руководством Марковой О.М. неоднократно выступали на сцене районного дома культуры «Казачий круг». Это были выступления на «День матери», «День защитника отечества», были и конкурсные выступления – районный конкурс «Радуга талантов» и областной конкурс «Золотой ключик». К концу года у детей, посещающих кружок, развилась музыкальная память, звуко - высотный и ритмический слух. Ребята овладели игрой на детских музыкальных инструментах. Научились эмоционально петь народные песни, передавать характер произведения, выполнять движения соответствующие тексту песни и его характеру. Дети уверенно держатся на выступлениях перед сверстниками и взрослыми. У воспитанников раскрылись творческие способности, позволяющие ребёнку проявить свою индивидуальность. Дети приобщились к национальным традициям, общечеловеческим культурным ценностям, они глубже осознают культурные традиции Астраханского края, что способствует формированию их национальной идентичности Большой интерес вызвали у детей казачьи подвижные игры «У Васильки у казаченька», «Кошка и мышка», »Гуси», «Корзинка» и для девочек «Кто быстрее намотает клубок», «Золото», для мальчиков «Кто быстрее напоит коня», «Петушиный бой», стихотворение И.А.Мордовиной «Лампасы» и мультфильмы "Всё о казаках" В конце учебного года был проведен большой отчетный концерт с приглашением настоящих казаков, жителей села Енотаевка. Такая тесная взаимосвязь с настоящими казаками, благотворно влияет на знания и жизнь маленьких казачат. Дети с нетерпением ждали казаков к себе в гости, - мечтали увидеть настоящих казаков, которые, как думали дети, обязательно приедут к ним на конях! Они предварительно готовились к встрече с казаками, весь учебный год получали первоначальное представление о казаках, их заповедях. Праздник удался на славу! |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.