Детский сад Василёк село Енотаевка

Смотр-конкурс психологических уголков в группах МБДОУ

Организация психологических уголков в группах МБДОУ  

 

Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что  его здоровье будет сохранено. Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и  психологическом.

Группа детского сада — пространство коллективной жизни. Здесь ребенок обречен на коллективное существование, независимо от своего настроения и насущных переживаний. В доперестроечные времена оформители помещений и организаторы детской жизни подчеркивали это всеми доступными советскому быту средствами: одинаковостью столов, стульев, одеял, фартучков и причесок, полустроевым образом жизни малышей и утомительным сидением на стульчиках в ожидании товарища, доедающего кашу.

В середине девяностых все изменилось. В фокусе педагогических интересов оказался отдельно взятый ребенок, интересный сам по себе, а не только как частица слаженно действующей группы. Новые педагогические веяния стали проявляться и в дизайне помещений. Воспитатели впервые с момента появления первых советских садов стали говорить: «Хотим, чтобы в садике было, как дома!». Однако «одомашнивание» групп оказалось не таким простым делом, как представлялось. Кроме приятных глазу внешних красот, оно должно содержать элементы индивидуализации, рассчитанной на каждого конкретного ребенка. А это не так просто, когда детей около двадцати человек, а то и больше.

В связи с этим в каждой группе ДОУ появились так называемые психологические уголки – элементы сенсорной комнаты, которая (комната), в свою очередь, способствует  гармоничному развитию «маленькой», но личности.

Сенсорные комнаты применяются для достижения релаксации и отдыха. Не случайно сенсорную комнату называют комнатой психологической разгрузки. Также сенсорные комнаты способствуют умственному развитию детей, гармонизируют эмоциональный фон, возбуждают интерес к исследованию. Если нет отдельного помещения для такой комнаты, можно организовать уголок психологической разгрузки в группе детского сада.

Комплектация уголка психологической разгрузки или сенсорного уголка будет зависеть от поставленных целей самих воспитателей. Здесь все зависит от того, какие из органов чувств и частей тела нуждаются в отдыхе в течение дня. Это и определит, каким будет комплект оборудования для такого уголка.

Проводятся ли здесь направленные занятия, или он просто используется для релаксации. Важнейшим преимуществом оборудования является эффект стимуляции, посредством которой дети могут общаться с окружающим миром. Именно через стимуляцию дети учатся, развиваются и просто получают удовольствие.

Сенсорный уголок – это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов: сухие бассейны, мягкие покрытия, специальные световые модули, имитирующие мерцание звезд, брызги от фонтана или эффект струящейся воды, и т.д. Подобное оборудование имеет огромное позитивное воздействие на психологическое состояние ребенка, способствует улучшению взаимопонимания между детьми и взрослыми, повышая эффективность воспитательного и развивающего воздействия.

Дети, играя в сенсорной комнате, чувствует себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Оборудование сенсорных уголков психологической разгрузки не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.

Типовой комплект обычно включает:

• мягкие модули,

• релаксационные кресла с гранулами,

• массажные кресла и массажеры,

• безопасные акриловые зеркала,

• воздушно-пузырьковые колонны,

• звуковое оборудование для воспроизведения музыки и набор CD-дисков для релаксации,

• ионизатор воздуха,

• источники мягкого света, колонны из специальных волокон «Светящийся фонтан»,

• сенсорные панели и настенные панно со спецэффектами ("Водопад"),

• потолочные панно на базе плит Armstrong с видами ночного звездного неба.

Уголок психологической разгрузки может быть оформлен совсем просто: аквариум, живые зеленые уголки, ковер, на который дети могут просто лечь, и музыкальный центр с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций.

 В детском сенсорном уголке может быть использована бескаркасная мягкая мебель, сухие бассейны и игровые манежи с дидактикой, различные мягкие модули, ленты сухой душ, настенные мерцающие занавеси «Струящийся свет».

Одной из главных задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности. Поэтому это может быть и уголок уединения, который представляет собой нишу покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такие уголки скрывают ребенка от посторонних глаз. Уголки уединения занимают не много места в групповой комнате. Это может быть простое и функциональное решение. Например, между двумя шкафами на уровне роста ребенка укрепить занавес, напоминающий занавес для ванной комнаты. Шторки легко раздвигаются и задвигаются. Закрытые шторки — для взрослых сигнал: за ними идет напряженная творческая жизнь.

Решить проблему можно и с использованием зонтика. Если ребенку нужно уединиться, он просто «скрывается» под зонтиком, к которому прикреплена ткань, играющая роль полога. Под таким шатром можно грустить и мечтать.

 Критерии оценки психологического уголка:

· наличие в группе зоны для психологической разгрузки;

· наличие эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей бесконфликтному общению;

· эстетичность оформления психологического уголка;

· творчество, фантазия, оригинальность;

· целесообразное использование материалов психологического уголка;

· фотодемонстрация психологического уголка воспитателем группы.

Уголок уединения, призван решать благородную задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие.

 С психологической точки зрения уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.

 Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади. А используемые при этом ткани, их цвет, плотность и фактура отражают его эмоциональное состояние.

Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону.

11 апреля 2014 в 09:30

Прикреплённые файлы:

Документ: Смотр-конкурс психологических уголков в группах МБДОУ

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-pu_bh46c.pptx

Это официальный файл организации «Детский сад Василёк село Енотаевка», в нём содержится Смотр-конкурс психологических уголков в группах МБДОУ.

Размер файла: 5,46 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.