Детский сад Василёк село Енотаевка
Смотр-конкурс психологических уголков в группах МБДОУ
Организация психологических уголков в группах МБДОУ
Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено. Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и психологическом. Группа детского сада — пространство коллективной жизни. Здесь ребенок обречен на коллективное существование, независимо от своего настроения и насущных переживаний. В доперестроечные времена оформители помещений и организаторы детской жизни подчеркивали это всеми доступными советскому быту средствами: одинаковостью столов, стульев, одеял, фартучков и причесок, полустроевым образом жизни малышей и утомительным сидением на стульчиках в ожидании товарища, доедающего кашу. В середине девяностых все изменилось. В фокусе педагогических интересов оказался отдельно взятый ребенок, интересный сам по себе, а не только как частица слаженно действующей группы. Новые педагогические веяния стали проявляться и в дизайне помещений. Воспитатели впервые с момента появления первых советских садов стали говорить: «Хотим, чтобы в садике было, как дома!». Однако «одомашнивание» групп оказалось не таким простым делом, как представлялось. Кроме приятных глазу внешних красот, оно должно содержать элементы индивидуализации, рассчитанной на каждого конкретного ребенка. А это не так просто, когда детей около двадцати человек, а то и больше. В связи с этим в каждой группе ДОУ появились так называемые психологические уголки – элементы сенсорной комнаты, которая (комната), в свою очередь, способствует гармоничному развитию «маленькой», но личности. Сенсорные комнаты применяются для достижения релаксации и отдыха. Не случайно сенсорную комнату называют комнатой психологической разгрузки. Также сенсорные комнаты способствуют умственному развитию детей, гармонизируют эмоциональный фон, возбуждают интерес к исследованию. Если нет отдельного помещения для такой комнаты, можно организовать уголок психологической разгрузки в группе детского сада. Комплектация уголка психологической разгрузки или сенсорного уголка будет зависеть от поставленных целей самих воспитателей. Здесь все зависит от того, какие из органов чувств и частей тела нуждаются в отдыхе в течение дня. Это и определит, каким будет комплект оборудования для такого уголка. Проводятся ли здесь направленные занятия, или он просто используется для релаксации. Важнейшим преимуществом оборудования является эффект стимуляции, посредством которой дети могут общаться с окружающим миром. Именно через стимуляцию дети учатся, развиваются и просто получают удовольствие. Сенсорный уголок – это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов: сухие бассейны, мягкие покрытия, специальные световые модули, имитирующие мерцание звезд, брызги от фонтана или эффект струящейся воды, и т.д. Подобное оборудование имеет огромное позитивное воздействие на психологическое состояние ребенка, способствует улучшению взаимопонимания между детьми и взрослыми, повышая эффективность воспитательного и развивающего воздействия. Дети, играя в сенсорной комнате, чувствует себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Оборудование сенсорных уголков психологической разгрузки не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка. Типовой комплект обычно включает: • мягкие модули, • релаксационные кресла с гранулами, • массажные кресла и массажеры, • безопасные акриловые зеркала, • воздушно-пузырьковые колонны, • звуковое оборудование для воспроизведения музыки и набор CD-дисков для релаксации, • ионизатор воздуха, • источники мягкого света, колонны из специальных волокон «Светящийся фонтан», • сенсорные панели и настенные панно со спецэффектами ("Водопад"), • потолочные панно на базе плит Armstrong с видами ночного звездного неба. Уголок психологической разгрузки может быть оформлен совсем просто: аквариум, живые зеленые уголки, ковер, на который дети могут просто лечь, и музыкальный центр с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций. В детском сенсорном уголке может быть использована бескаркасная мягкая мебель, сухие бассейны и игровые манежи с дидактикой, различные мягкие модули, ленты сухой душ, настенные мерцающие занавеси «Струящийся свет». Одной из главных задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности. Поэтому это может быть и уголок уединения, который представляет собой нишу покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такие уголки скрывают ребенка от посторонних глаз. Уголки уединения занимают не много места в групповой комнате. Это может быть простое и функциональное решение. Например, между двумя шкафами на уровне роста ребенка укрепить занавес, напоминающий занавес для ванной комнаты. Шторки легко раздвигаются и задвигаются. Закрытые шторки — для взрослых сигнал: за ними идет напряженная творческая жизнь. Решить проблему можно и с использованием зонтика. Если ребенку нужно уединиться, он просто «скрывается» под зонтиком, к которому прикреплена ткань, играющая роль полога. Под таким шатром можно грустить и мечтать. Критерии оценки психологического уголка: · наличие в группе зоны для психологической разгрузки; · наличие эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей бесконфликтному общению; · эстетичность оформления психологического уголка; · творчество, фантазия, оригинальность; · целесообразное использование материалов психологического уголка; · фотодемонстрация психологического уголка воспитателем группы. Уголок уединения, призван решать благородную задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие. С психологической точки зрения уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету. Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади. А используемые при этом ткани, их цвет, плотность и фактура отражают его эмоциональное состояние. Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. 11 апреля 2014 в 09:30
Прикреплённые файлы:Документ: Смотр-конкурс психологических уголков в группах МБДОУ Описание файла:Файл называется: prezentacija-pu_bh46c.pptx Это официальный файл организации «Детский сад Василёк село Енотаевка», в нём содержится Смотр-конкурс психологических уголков в группах МБДОУ. Размер файла: 5,46 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.